В 21 веке выбор обуви широк как никогда, а мода позволяет практически все. Сегодня одинаково актуальными являются шпильки и балетки, гладиаторские сандалии и кеды. Высота каблука определяется лишь индивидуальными предпочтениями и образом жизни.
Предшественники
Известно, что большая часть жителей Древнего Египта ходила босиком, однако на фресках, датированных 3500 годом до нашей эры, изображены представители высшего сословия, на ногах которых видна обувь на каблуках. Предполагается, что ее носили в ритуальных целях. Мясники в Египте тоже носили что-то вроде каблуков, чтобы не наступать в кровь животных.
В Древней Греции и Риме существовали сандалии на высокой платформе. В Риме высокие каблуки были одной из отличительных черт одежды проституток.
В средневековой Европе мужчины и женщины прикрепляли к обуви деревянные дощечки, приподнимавшие пятку над уровнем носка , чтобы не запачкать обувь, которая в те времена стоила дорого. Поскольку улицы в Средневековье служили практически канализацией, эта мера предосторожности была совсем не лишней.
В 15 веке в Турции начали делать обувь на платформе , которая стала популярна и в Европе. Высота платформы составляла от 15 до 20, а иногда - до 75 см, и женщины в такой обуви могли ходить только с помощью палочки или прислуги. В Венеции обувь на платформе стала символом статуса; путешественники отмечали невероятно, до смешного высокую обувь венецианок.
Официальное изобретение высокого каблука
Официально изобретение высокого каблука приписывается Екатерине Медичи, которая была довольно невысокого роста. В возрасте 14 лет она была обручена с Герцогом Орлеанским, будущим королем Франции. По сравнению с женихом Медичи выглядела совсем маленькой, кроме того, ее едва ли можно было назвать красавицей. Она чувствовала себя не уверенно и от того, что ей предстояло стать королевой, и от необходимости выдерживать конкуренцию с фавориткой короля. Своеобразным выходом из положения стали каблуки высотой всего около пяти сантиметров, которые не только делали ее визуально выше, но и придавали походке большее очарование. Обувь на каблуках стала пользоваться огромным успехом, и вскоре считалась атрибутом привилегированной части общества. Мария Тюдор, она же Кровавая Мэри, носила очень высокие каблуки, чтобы выглядеть более властно. К 1580 году каблуки стали популярны у представителей обоих полов.
Король Франции Луи XIV носил обувь, каблуки которой были украшены миниатюрами со сценами сражений. Высота королевских каблуков иногда достигала 12,7 см. Он издал указ, согласно которому исключительно аристократы могли носить каблуки красного цвета, а кроме того, ничьи каблуки не должны были быть выше его собственных.
Красота женщины на каблуках воспевалась поэтами. Как и корсет, высокий каблук придавал фигуре аристократичность, делал его более утонченным и желанным. Эти особенности обуви на каблуках заметили и пуритане, обосновавшиеся в Новом Свете. В массачусетской колонии даже был издан закон, запрещающий женщинам носить высокие каблуки для «заманивания мужчин». В случае нарушения запрета им грозило обвинение в колдовстве. Таким образом, в Америке европейская мода на высокие каблуки распространилась только в середине 19 века.
Высокие «каблуки Луи» вышли из моды вскоре после начала Революции, а Наполеон официально их запретил, чтобы лишить аристократию этой возможности демонстрировать социальное неравенство. Впрочем, несмотря на запрет, в 1792 году Мария-Антуанетта взошла на эшафот в туфлях на пятисантиметровом каблуке.
В конце 18 и начале 19 века каблук постепенно уменьшался, зато благодаря этому сапожникам стало проще делать обувь для левой и правой ноги, благодаря чему обувь в целом стала удобнее.
Каблуки вернулись в моду в 1860-х годах, а появившиеся к тому времени технологии существенно облегчили изготовление обуви.
Высокие каблуки снова оказались на пике моды, причем высота некоторых из них составляла более 15 см. Как и в случае с корсетами, каблуки считались не только безвредными, но и полезными для здоровья - производители говорили, что снимают боли в спине, улучшают осанку и облегчают пешие прогулки. Критики обращали внимание на то, что высокие каблуки придают походке агрессивную сексуальность и являются откровенной приманкой для мужчин. Однако несмотря ни на какую критику, в 1888 году в США открылась первая фабрика, выпускавшая обувь на высоком каблуке .
20 век
В 20 веке женщинам потребовалась более удобная обувь на низком каблуке или плоской подошве. В 20-х годах начался рост популярности каблуков, однако Великая депрессия ввела моду на более практичную обувь; каблуки стали ниже, шире и устойчивее. Во время Второй мировой войны и в период восстановления после нее полки в магазинах были заполнены скорее удобными, чем элегантными моделями обуви. В 50-х годах появились шпильки - женственные и сексуальные, которые с тех пор никогда не выходили из моды. Первые шпильки были очень тонкими, с металлическим стержнем внутри; их запрещали носить в некоторых публичных зданиях, так как они физически наносили ущерб половому покрытию.
После появления мини-юбки в 60-х годах шпильки начали приделывать к сапогам - сочетание коротких юбок с высокими сапогами стало классикой. В то же время представительницы набиравшего силу феминистского движения видели символ подчинения, сексизма и унижения женщины. Наиболее радикально настроенные женщины сравнивали моду на высокие каблуки с традицией бинтования ног, которая была принята в Китае.
В 70-х годах, во многом благодаря Голливуду, в моду вошла обувь на платформе.
В 80-х годах феминистские идеи, согласно которым мода является инструментом подавления женщин, потеряли свою популярность. Женщины снова начали носить высокие каблуки, утверждая, что делают это, прежде всего, для себя. Шпильки перестали быть символом порабощения женщины - их начали носить успешные бизнес-леди, самодостаточные и совершенно свободно выбирающие, какую обувь носить.
21 век
Шпильки уже несколько десятилетий подряд являются модным хитом. Под влиянием таких фильмов, как «Секс в большом городе» и «Дьявол носит Prada» некоторые женщины делали операции по укорачиванию пальцев ног и инъекции силикона под кожу стопы, чтобы элегантные туфельки на шпильках лучше смотрелись на ногах, и ходить в них было удобнее. Эти крайности ясно говорят о том, сколь важную роль играет в жизни современных женщин мода, а значит, обувь и каблуки, являющиеся значительной частью модной индустрии.